DOI: https://doi.org/10.30841/2307-5112.4.2019.185169

Результаты годовалого наблюдения сопровождения пациентов с сахарным диабетом 2-го типа с элементами групповой обучения

Л. Ф. Матюха, Б. О. Смаль

Аннотация


Цель исследования: изучение годичной динамики показателей компенсации углеводного обмена и качества жизни у пациентов с сахарным диабетом (СД) 2-го типа на фоне медикаментозной терапии с применением группового метода обучения основам самоконтроля заболевания на первичном уровне оказания медицинской помощи.

Материалы и методы. Исследование было проведено на базах амбулаторий в сельской и городской местностях киевской агломерации. В соответствии с критериями включения (верифицированный эндокринологом диагноз СД 2-го типа без необходимости применения инсулинотерапии, с длительностью заболевания более 2 лет, без признаков острых или обострения хронических осложнений диабета или сопутствующих заболеваний, с беспрепятственным доступом к интернету и отсутствием в анамнезе психических расстройств) была сформирована выборка (117 человек), осуществлено слепое распределение в группы аудиторного (на базе амбулаторий), дистанционного (с применением Skype-технологии, синхронная интерактивная форма) обучения и контрольную группу, которая не предусматривала дополнительно учебной нагрузки, проведено соответствующее обучение. Контрольный осмотр (анкетирование, осмотр пациентов, забор лабораторного материала) был проведен через 1 год с момента включения в исследование.

Результаты. Динамика показателя гликозилированного гемоглобина (до и после обучения) в группах аудиторного и дистанционного обучения составила - 0,67±0,06% (р=0,001) и – 0,21±0,06% (р=0,001). В группе контроля она была + 0,09±0,03% (р=0,004).  Показатель качества жизни в группах аудиторного и дистанционного обучения повысился незначительно и составил 4,4±0,99% (р=0,001) и +5,9±1,21% (р=0,001) соответственно. В группе контроля его колебание было статистически недостоверным. Динамика показателей гликозилированного гемоглобина и качества жизни характеризовались сильной корреляционной связью с посещаемостью учебного курса. Коэффициент корреляции Спирмена для показателей гликозилированного гемоглобина и качества жизни составлял - 0,733 и + 0,540 (р=0,0001).

Заключение. Групповое обучение как составляющая комплексного ведения пациентов с сахарным диабетом 2-го типа в практике семейного врача показало свою эффективность, достоверно улучшая компенсацию углеводного обмена в однолетней перспективе. Пациенты, которые посещали аудиторную форму обучения, продемонстрировали лучшую динамику компенсации заболевания по сравнению с дистанционной, что, вероятно, обусловлено лучшим уровнем посещаемости аудиторных учебных сессий.

Ключевые слова


групповое обучение пациентов; сахарный диабет; гликозилированный гемоглобин; качество жизни

Полный текст:

PDF (Українська)

Литература


Bian R.R., Piatt G.A., Sen A. The effect of technology-mediated diabetes prevention interventions on weight: a meta-analysis. Journal of Medical Internet Research. 2017. № 19. P. 76.

Chrvala C.A., Sherr D., Lipman R.D. Diabetes self-management education for adults with type 2 diabetes mellitus: a systematic review of the effect on glycemic control. Patient Education Counsealing. 2016. № 99. P. 926–943.

Deakin T., McShane C.E., Cade J.E., Williams R.D. Group based training for self-management strategies in people with type 2 diabetes mellitus. Cochrane Database of Systematic Review. 2005. № 2. CD003417.

Duncan I., Ahmed T., Li Q.E. Assessing the value of the diabetes educator. Diabetes Educator. 2011. № 37. P. 638–657.

Greenwood D.A., Gee P.M., Fatkin K.J., Peeples M.A. Systematic review of reviews evaluating technology-enabled diabetes self-management education and support. Journal of Diabetes Science and Technology. 2017. № 11. P. 1015–1027.

He X., Li J., Wang B. Diabetes self-management education reduces risk of all-cause mortality in type 2 diabetes patients: a systematic review and metaalysis. Endocrine. 2017. № 55. P. 712–731.

Horigan G., Davies M., Findlay-White F., Chaney D., Coates V. Reasons why patients referred to diabetes education programmes choose not to attend: a systematic review. Diabetic Medicine. 2017. № 34. P. 14–26.

International Diabetes Federation. IDF Diabetes Atlas, 8th edition / International Diabetes Federation; - B.: IDF, 2017. – 150 p.

Kovacs Burns K., Nicolucci A., Holt R.I.G. DAWN2 Study Group. Diabetes Attitudes, Wishes and Needs second study (DAWN2): cross-national benchmarking indicators for family members living with people with diabetes. Diabetic Medicine. 2013. № 30. P. 778–788.

Lean M E., Leslie W. S., Barnes A.C. Primary care-led weight management for remission of type 2 diabetes (DiRECT): an open-label, cluster-randomised trial. The Lancet. 2018. № 391. P. 541–551.

Marcolino M.S., Maia J. X., Alkmim M.B.M., Boersma E., Ribeiro A.L. Telemedicine application in the care of diabetes patients: systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2013. № 8. P. 79246.

Mechanick J., Kushner R. Lifestyle Medicine: a manual for clinical practice. Springer, Cham, 2016. 363

Norris S.L., Lau J., Smith S.J., Schmid C.H., Engelgau M.M. Self-management education for adults with type 2 diabetes: a meta-analysis of the effect on glycemic control. Diabetes Care. 2002. № 25. P. 1159–1171.

Odgers-jewell K., Ball L.E, Kelly J.T., Isenring E.A., Reidlinger D.P., Thomas R. Effectivness of group-based self-management education for individuals with type 2 diabetes: a systematic review with meta-analyses and meta-regression. Diabetic Medicine. 2017. № 34. P. 1027–1039.

Pereira K., Phillips B., Johnson C., Vorderstrasse A. Internet delivered diabetes self-management education: a review. Diabetes Technology and Therapeutics. 2015. № 17. P. 55–63.

Powers M.A., Bardsley J., Cypress M., Duker P., Funnell M.M., Fischl A.H. Diabetes Self-management Education and Support in Type 2 Diabetes: A Joint Position Statement of the American Diabetes Association, the American Association of Diabetes Educators, and the Academy of Nutrition and Dietetics. The Diabetes Educator. 2017. № 43(1). Р. 40–53.

Steinsbekk A., Rygg L.Ø., Lisulo M., Rise M.B., Fretheim A. Group based diabetes self-management education compared to routine treatment for people with type 2 diabetes mellitus. A systematic review with meta-analysis. BMC Health Services Research. 2012. № 12. P. 213.

Stratton I.M., Adler A.I., Neil H.A.W. Association of glycaemia with macrovascular and microvascular complications of type 2 diabetes (UKPDS 35): prospective observational study. British Medical Journal. 2000. № 321. P. 405–412.

Tshiananga J.K.T., Kocher S., Weber C., Erny-Albrecht K., Berndt K., Neeser K. The effect of nurse-led diabetes self-management education on glycosylated hemoglobin and cardiovascular risk factors: a meta-analysis. Diabetes Educator. 2012. № 38. P. 108–123.

Всесвітній день боротьби з діабетом: що треба знати про хворобу [Електронний ресурс] / МОЗ України [офіц. веб-сайт]. – Електрон. Дані. – Київ, 2017. – Режим доступу: http://moz.gov.ua/article/health/vsesvitnij-denborotbi-z-diabetom-scho-treba-znatipro-hvorobu. Назва з екрану. – Дата перегляду 22.07.2019.

Медичні кадри та мережа закладів охорони здоров’я системи МОЗ України за 2017–2018 роки / Центр медичної статистики МОЗ України; за ред. Заболотько В.М. – К., 2019. – 69 с.

Уніфікований клінічний протокол первинної та вторинної (спеціалізованої) медичної допомоги. Цукровий діабет 2 типу: за станом на 21 груд. 2012 р. / Департамент стандартизації медичних послуг. – К.: ДП «Державний експертний центр МОЗ України». – 2012. – 118 с.




Copyright (c) 2019 Семейная медицина

Creative Commons License
Эта работа лицензирована Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

ISSN 2412-8708 (Online), ISSN 2307-5112 (Print)

Flag Counter