Дистанционное образование для профессионального роста врачей в вопросах медицинской этики и психологии больных и людей с инвалидностью

Л Ю. Науменко, І. Ф. Аршава, І. С. Борисова, В. М. Березовський, В. В. Лепський

Аннотация


Особенности жизни, сознания, восприятия, функционирования в условиях ограниченных возможностей формируют очень уязвимую психику у больных и людей с инвалидностью, которая требует особой тактики, внедрения этических норм и норм деонтологии во время общения с ними, лечения и проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). В связи с этим семейные врачи, врачи-эксперты, реабилитологи, практические психологи нуждаются в пополнении и совершенствовании знаний и умений для эффективного использования наиболее подходящего способа взаимодействия с каждым больным, пациентом с инвалидностью и/или участником АТО.

Цель исследования: продемонстрировать возможность внедрения элементов дистанционного обучения по вопросам этики и деонтологии при общении с больными и людьми с инвалидностью на опыте кафедр медико-социальной экспертизы и реабилитации ФПО ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины» и кафедры общей и медицинской психологии Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара. Опыт использования элементов дистанционного образования доказывает преимущество дистанционных технологий последипломного обучения. По данным опроса врачей-экспертов, которые были привлечены к проведению данной формы обучения, преимуществами дистанционной формы образования являются: гарантия качества обучения и доступность для всех; возможность обучения по месту проживания, что позволяет привлекать врачей из сельской местности, где недостаток кадров не позволяет на длительное время выезжать на учебу с отрывом от работы; экономия финансовых затрат медицинских учреждений и личных средств врачей; возможность быстрого реагирования по запросам практической медицины через обратную связь с представителями высших учебных заведений.

Выводы. Педагогический процесс последипломного образования врачей, который направлен на воспитание конкурентоспособного специалиста, невозможен без привлечения инновационных технологий дистанционного образования, что приближает врача к скорейшему получению новой профессиональной информации. На последипломном этапе образования врача-специалиста дистанционное обучение должно стать частью учебного процесса. Использование метода дистанционного обучения кафедрами МСЭ и реабилитации ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины» и общей и медицинской психологии Национального университета имени О. Гончара позволил эффективно реагировать на насущные потребности врачей относительно особенностей общения с больными и людьми с инвалидностью и участниками АТО.


Ключевые слова


семейный врач; дистанционное образование; этика; психология

Полный текст:

PDF (Українська)

Литература


Аміров Н.Х., Альбіцький В.Ю., Нежметдинова Ф.Т. Від медичної етики до медичної біоетики // Проблеми соціальної гігієни, охорони здоров’я та історії медицини. – 1999. – № 2. – С. 40–42.

Закон України про вищу освіту/ Відомості Верховної Ради, 2014. – № 37–38.

Лісіцин Ю.П. Медична етика, деонтологія і біоетика // Проблеми соціальної гігієни й історія медицини. – 1998. – № 2. – С. 7–13.

М’ясніков В.Г. Безперервний професійний розвиток – наступний крок реформування медичної освіти в Україні // Науково#методична конференція з міжнародною участю «Проблеми безперервного професійного розвитку лікарів і провізорів»: Зб. праць. – К., 2007. – С. 34–36.

Местергази Г.М. Врач и больной или по-новому о старом: учебное пособие / Г.М. Местергази. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 112 с.

Михаловска-Карлова Е.П. Биоэтический практикум: учебное пособие / Е.П. Михаловска#Карлова, Л.Е. Горелова; ред. Д.А. Балалыкин. – М.: Литтерра, 2012. – С. 614.

Орлова Е.В. Культура профессионального общения врача: коммуникативно-компетентный подход / Е.В. Орлова. – М.: Форум, 2012. – 288 с.

Перцева Т.А., Снисар В.И. Проблема беспрерывного медицинского образования в Украине // Науково-методична конференція з міжнародною участю «Проблеми безперервного професійного розвитку лікарів і провізорів»: Зб. праць. – К., 2007. – С. 30–31.

Про внесення змін до Положення про порядок проведення атестації лікарів: Наказ МОЗ України від 02.10.2015 р., зареєстрований в Міністерстві юстиції України 03.02.2016 р. за № 176/28306.

Amadco A. Distance education without high costs // Learning fnd leading with technology. – 1995. – Vol. 22, № 8.




Copyright (c) 2016 Семейная медицина

Creative Commons License
Эта работа лицензирована Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

ISSN 2412-8708 (Online), ISSN 2307-5112 (Print)

Flag Counter